Программа социально-экономического развития Великого Новгорода и бюджет Великого Новгорода на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов

Событие: заседание Думы Великого Новгорода

29 декабря 2010 года

ДОКЛАД

Программа социально-экономического развития Великого Новгорода и бюджет Великого Новгорода на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов

Уважаемые депутаты, присутствующие!

Сегодня нам с вами предстоит обсудить проекты Программы социально – экономического развития Великого Новгорода и бюджета Великого Новгорода на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов.

Рассматриваемые законодательные акты определяют развитие города на среднесрочную перспективу.

Данные документы были вынесены на публичные слушания, в ходе проведения которых рассматривались вопросы, касающиеся социально-экономического развития города. Высказанные предложения находятся на контроле, и будут решаться в ходе исполнения бюджета.

Основные усилия Администрации будут направлены на повышение устойчивости экономики города, которая является базой для формирования доходов бюджета, и, на основе этого, повышение качества жизни наших горожан.

Кратко остановлюсь на основных положениях Программы социально-экономического развития Великого Новгорода.

Великий Новгород занимает ведущую позицию в экономическом потенциале области - доля города в формировании валового регионального продукта Новгородской области составляет 63,2%.

Развитие экономики города в 2010 году характеризуется восстановительным ростом, и к позитивным тенденциям развития можно отнести:

положительную динамику индекса промышленного производства по крупным и средним предприятиям Великого Новгорода – 113,2 %;

увеличение оборота розничной торговли – 104,0 %;

рост объемов работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» – 107,1% (за 11 месяцев 2010 года объем работ составил 5,4 млрд. рублей);

рост номинальной среднемесячной заработной платы – 109,5 %.

Годовой объем производства товаров и услуг крупными и средними организациями всех отраслей экономики города в 2010 году оценивается в сумме порядка 77 млрд. рублей с ростом к уровню 2009 года 111,6%. В дальнейшем ежегодный прирост данного показателя оценивается на уровне 11-12%.

Основу реального сектора экономики Великого Новгорода продолжает составлять промышленное производство. На его долю приходится 67 % от всего объема отгруженных товаров и оказанных услуг по Великому Новгороду.

Устойчивому росту объемов промышленного производства, модернизации и повышению конкурентоспособности предприятий и их продукции будут способствовать реализация следующих проектов и мероприятий.

ОАО «Акрон» продолжит реализацию долгосрочной инвестиционной программы до 2015 года, согласно которой предусматривается инвестировать в модернизацию и развитие производственных мощностей до 16 млрд. рублей.

ОАО «Научно-производственное предприятие «Старт» будет осуществлять модернизацию производства, направленную на расширение номенклатуры выпускаемых изделий. До 2012 года на эти цели планируется направить до 200 млн. рублей инвестиций, из них более половины - средства федерального бюджета.

На производственном объединении «Квант» будет произведено обновление основных производственных фондов, что позволит предприятию выйти на новый уровень высокотехнологичного производства, расширить номенклатуру изделий, выпускаемых для нужд Минобороны РФ.

Работа научно-исследовательского предприятия «Растр» будет направлена на разработку новейших технологий, что позволит создать конкурентоспособную импортозамещающую телевизионную аппаратуру специального назначения высокого технического уровня. На разработку новых образцов и модернизацию предприятия в 2011-2012 г.г. планируется направить до 200 млн. рублей.

Продолжится активная работа таких предприятий, как корпорация Сплав, Автоспецоборудование, Новтрак, Новгородхлеб. Лактис и др.

Главное управление ОАО «ТГК-2» по Новгородской области продолжит реконструкцию предприятия и расширение мощностей с целью увеличения выработки электроэнергии и теплоэнергии за счет применения современных технологий производства.

Ожидаемые темпы роста промышленного производства составят 110-112% ежегодно, что позволит уже в 2011 году выйти на докризисные объемы.

Предприятия города планируют обеспечить выполнение своих инвестиционных намерений – подавляющая часть инвестиций будет осуществляться ими в модернизацию собственного производства и технологическое обновление производственных фондов.

Так, на территории Великого Новгорода в настоящее время реализуются 24 инвестиционных проекта, из них 15 – в промышленности, с общим объемом заявленных инвестиций 27 млрд. рублей. При реализации этих проектов будет создано и сохранено более 3 400 рабочих мест.

Также планируется и создание новых производств:

по биотехнической переработке продукции растениеводства с использованием инновационных технологий, ООО «Грумант»,

по организации производства горнодобывающей техники компанией Вега Про.

московская компания «Эко Крамб» заявила о своих намерениях построить в Великом Новгороде завод по механической переработке автомобильных резиновых шин.

Потенциальным инвесторам для размещения новых производств город предлагает 20 свободных индустриальных площадок – все эти площадки представлены на слайдах.

Участки имеют различную площадь – от 1 гектара до 70 гектаров, различную степень оснащенности и обеспеченности инженерными коммуникациями, инфраструктурой (от чистых «зеленых» площадок, до имеющих готовые производственные здания).

Крупные инвестиционные проекты предусмотрены на предприятиях сферы жилищно-коммунального хозяйства. Новгородский Водоканал построит сети водопровода от новой насосной станции первого подъема до Левобережных водоочистных сооружений, а также произведет строительство канализационного коллектора. Теплоэнерго планирует продолжение модернизации системы теплоснабжения с привлечением средств Европейского Банка Реконструкции и Развития и получением Грантов от Экологической Программы Северного Измерения.

Будет осуществляться строительство 4-х полосной автодороги с мостом через реку Волхов в створе Лужское шоссе – микрорайон Деревяницы.

В целях развития потребительского рынка и услуг будут реализованы следующие проекты.

Уже в первом квартале 2011 года будет завершено строительство и открыты для покупателей следующие предприятия потребительского рынка:

магазин “Пятерочка” по улице Орловской торговой площадью предприятия около 1000 квадратных метров и численностью работающих 40 человек;

предприятие быстрого питания “Макдоналдс” по улице Б.С-Петербургская торговой площадью 376 кв. метров на 90 посадочных мест и 65 работающих;

вторая очередь гипермаркета “Магнит” по улице Державина торговой площадью около 5000 кв. метров – это магазины строительных материалов “Метрика” и бытовой техники “Просто” общей численностью работающих - 70 человек;

вторая очередь торгового комплекса “КООП”, отдел электроники и бытовой техники “Эльдорадо” торговой площадью 1500 кв. метров и численностью работников 45 человек.

Будет продолжено строительство таких объектов как:

общественное здание многофункционального назначения с аптечным супермаркетом (ОАО Фармация);

профильный торговый центр с офисными помещениями “Композит” в районе улиц Ломоносова – Нехинская.

Планируется начало строительства второго гипермаркета Магнит в западном районе города.

Администрация Великого Новгорода уделяет пристальное внимание развитию строительного комплекса города в целом, и жилищному строительству, в частности.

Планируемый ввод жилых зданий в 2011 - 2013 годах составит ежегодно порядка 100,0 тыс. кв. метров.

В целях развития индивидуального жилищного строительства запланировано начало реализации проекта по строительству жилого микрорайона «Аркажская слобода» на землях бывшего аэропорта «Юрьево», общая площадь жилой застройки составит порядка 240 тыс. кв. м жилья.

Внесены корректировки в правила землепользования и застройки, касающиеся изменения типа территориальных зон садоводческих товариществ "Волховский" и "Кречевицы", разрешающих на данных участках индивидуальное жилищное строительство.

Утвержден проект планировки части 147 квартала городского округа - Великий Новгород (от ул. Псковской до Юрьевского шоссе). В соответствии с проектом планировки части территории Псковского жилого района Великого Новгорода, на территории земельных участков садоводческого товарищества "Золотая осень" планируется строительство индивидуальных жилых домов.

Устойчивость экономики города, несомненно, зависит от стабильного функционирования малого и среднего предпринимательства, где занято более 37 тыс. человек или треть общей численности занятых в экономике города. Поэтому дальнейшая его поддержка и развитие продолжает оставаться актуальным направлением нашей работы.

Основной акцент в муниципальной поддержке будет сделан на субсидирование затрат предпринимателей, связанных с развитием приоритетных видов деятельности и направленных на расширение рынков сбыта продукции (товаров, услуг), а именно:

на участие в международных, межрегиональных и областных выставках и ярмарках,

на патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов,

на оплату консультационных услуг.

На эти цели будет выделяться ежегодно 600 тыс. рублей, что на 34% больше уровня 2010 года.

Дополнительно к этому, начинающие предприниматели смогут получить субсидию в размере до 200 тысяч рублей на открытие собственного дела. На эти цели планируется ежегодно направлять по 2 млн. 200 тыс. рублей.

В результате реализации мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса льготные займы в размере 1 млн. рублей в 2009 году получили 8 субъектов, а в течение 2010 года – 23 субъекта.

В качестве успешной реализации проектов могу привести следующие примеры:

ООО «Мастер-Сити», которое занимается художественной обработкой стекла. На средства займа приобретено 2 новых станка, что позволило ускорить обработку стекла и делать витражи гораздо дешевле. Увеличилось число заказов, и соответственно отчисления в бюджет;

ЗАО «Лоис», занимающееся строительством и отделочными работами. Средства займа были использованы на приобретение грузового автомобиля и замену кровли склада на пр. Энергетиков,6;

ООО «Радикс», занимающееся стоматологической практикой использовало средства займа для выкупа помещений, которые уже сейчас оборудуются под операционную, техническую лабораторию и детский кабинет. Клиника находится на улице Шелонской, и открытие детского кабинета в новостройке - очень актуально. В клинике действует система скидок: семейные скидки - 15%; рассрочка платежа до 6 месяцев, без привлечения услуг банка; скидки пенсионерам.

А также ряд других предприятий.

В 2011-2013 годах на развитие малого бизнеса в Великом Новгороде планируется направлять ежегодно 24,4 млн.рублей, из них бюджетные средства - 4,5 млн.руб., внебюджетные - 19,9 млн.рублей, ранее перечисленные из бюджета города в новгородский Фонд поддержки малого предпринимательства.

К 2013 году по сравнению с базовым уровнем ожидается увеличение количества малых и средних предприятий и среднесписочной численности занятых на них – на 3 – 4 %, оборота малых и средних предприятий на душу населения - на 16 %.

Развитие сферы туризма является одним из наиболее важных направлений работы Администрации Великого Новгорода и будет осуществляться в соответствии с муниципальной целевой программой «Развитие туризма и туристской деятельности на территории Великого Новгорода» на 2010 - 2012 годы. На реализацию программы в бюджете Великого Новгорода на 2011-2012 годы запланированы средства в сумме 63,6 млн. рублей.

В сотрудничестве с известной компанией «Город Мастеров» будет разработана система мероприятий для повышения узнаваемости и привлекательности Великого Новгорода, как туристского центра, как в нашей стране, так и за рубежом. Продвижение будет проходить с использованием брендов: «Великий Новгород – Родина России», «Великий Новгород – ганзейский город», «Великий Новгород – Родина русских гениев», и других. На эти цели предусмотрено 3 млн.рублей.

Совместно с Новгородским государственным объединенным музеем-заповедником, администрацией области и представителями туриндустрии будет продолжена работа по повышению конкурентной способности имеющихся туристских продуктов и созданию новых, таких как:

видео-спектакль на стенах Новгородского Кремля «Говорит и показывает Кремль»;

туристские маршруты по теме Русских гениев;

театрализованное представление на территории Кремля «Вече», театрализованные экскурсии по городу и другие продукты. На эти цели, включая приобретение и установку видеопроекционного комплекса и программного обеспечения к нему для видео-спектаклей, в программе предусмотрено 23 млн.рублей.

Для формирования исторического центра города и примыкающих к нему районов, как территории комфортные для пребывания и новгородцев и гостей, будут сформированы охранные зоны, разработаны проекты детальной планировки этой части города, что будет способствовать привлечению инвесторов для решения этой задачи.

В рамках развития туризма центром повышенного внимания станет Рюриково городище, вошедшее в федеральную Программу «Сохранение культурного наследия и его использование в России».

В 2009 году историческая территория Рюрикова городища вошла в состав городского округа. Приняты меры по её благоустройству. Построен причал, что сделало возможным посещение городища организованными экскурсионными группами, оборудована площадка с информационными стендами, подготовлена интерактивная программа «Призвание Рюрика новгородцами». Предполагается осуществить комплексную муззефикацию Городища

Предполагается создание на территории Рюрикового Городища археологический музей "под открытым небом", подобный музей предполагается создать по аналогам – поселений эпохи викингов в Северной Европе, включающего в себя памятник археологии – древнее укреплённое поселение (городище) IX-XII вв., а также храмовый ансамбль церквей Благовещения и Спаса на Нередице.

Создание подобного музея откроет возможность, как для жителей России, так и иностранных туристов близкого знакомства с поистине эпическими событиями первых веков Российской истории, позволит каждому погрузиться в незабываемую атмосферу подлинных исторических ландшафтов и величественных памятников древности.

В ходе музеефикации Городища предстоит многое сделать по благоустройству территории, включая нивелировку сохранившейся с 1910-х годов насыпи от недостроенной железной дороги Петроград-Орёл и восстановления гидрорежима территории. В планы также входит модернизация подъездной дороги и установка речного причала на реке Волхов, способных обеспечить доступность нового Городища по суше и воде.

В настоящее время разработана Концепция сохранения и использования объекта культурного наследия Рюриково Городище, которая в настоящее проходит согласование в Минкультуре России. Пройден первый этап на получение займа Всемирного банка реконструкции и развития на благоустройство и развитие туристической инфраструктуры памятников культурного наследия. В частности, на проведение работ по консервации и музеефикации руин церкви Благовещения в рамках проекта Министерства культуры РФ и Всемирного банка «Сохранение и использование культурного наследия в России» подана заявка на участие в конкурсе предпроектных предложений на 47 млн. рублей.

Предусмотрены средства и на повышение информационного комфорта гостей города – установку информационных стендов и указателей.

Будут реализованы мероприятия по повышению качества услуг гостеприимства, что позволит увеличить количество повторных посещений города гостями.

Из внебюджетных источников в развитие туристской инфраструктуры будет инвестировано около 200 млн.рублей. Средства будут направлены на продолжение строительства гостиничного комплекса Интурист.

Реализация программы позволит на треть увеличить годовой туристский поток, который к 2012 году по количеству превысит число жителей города и составит 230 тысяч человек. При этом ожидается увеличение и средней продолжительности пребывания  в гостиницах на 30% (до 2,3 дня).

С целью вовлечения детей в процесс развития туризма в Великом Новгороде с сентября 2009 года на базе Гимназии № 3 работает городской Центр экологического образования, краеведения, детского юношеского туризма и отдыха. В настоящее время в Центре проводятся ремонтные работы в рамках федеральных средств - 2,5 млн. руб.

В данном Центре реализуются следующие формы работы с учащимися образовательных учреждений по краеведению и туризму.

Открыты творческие объединения по направлению «Краеведение» в тринадцати образовательных учреждений Великого Новгорода (№ 8, 9, 10, 14, 18, 25, 31, 20, 2, вечерняя школа, гимназия «Исток») в количестве 50 групп при охвате 840 учащихся. В рамках этого направления реализуются следующие краеведческие программы: «Человек и искусство», «Человек и природа», «Человек и история», литературное краеведение.

В октябре 2010 года создан Городской клуб любителей истории Отечества «Клио» (на абонементной основе функционирует с ноября 2010 года). Задачей клуба является знакомство с историей Новгородской области через экспозиции школьных музеев, которые по графику ежемесячно посещают более 500 учащихся образовательных учреждений города.

Образованный клуб военно-патриотической направленности «Победители» приглашает учащихся Великого Новгорода присоединиться к военно-исторической и поисковой деятельности. Клуб «Победители» - участник областного конкурса 2010 года на лучший военно-патриотический клуб.

В ноябре-декабре 2010 года прошла Городская краеведческая игра - конкурс «Из Ганзы в Новгород», в которой приняли участие 22 команды или более 400 человек. Игра проводится совместно с Комитетом культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода;

В городе работает Городское методическое объединение руководителей школьных музеев (32 члена).

Весной 2011 года пройдет конкурс экскурсоводов школьных музеев. Подготовка начата с сентября 2010 года. Создана Городская школа экскурсоводов, объединяющая учащихся школ, работающих в школьных музеях. Деятельность городской школы экскурсоводов позволит активизировать работу школьных музеев и приобрести учащимся новые знания и навыки в рамках направления «Экскурсоведение». 92 учащихся  Школы объединены в шесть групп на базе Центра.

Началась разработка краеведческого курса из 30 тематических уроков для учащихся начального и среднего звена школ по Новгородской тематике. С апреля 2011 года начнется обмен туристическими школьными делегациями - группами, пока с проживанием на базе городских гостиниц, а с 2012 года - на базе Центра гимназии. Имеется устная договоренность с 6 городами Союза Центра и Северо-Запада РФ, весной будут заключены договоры.

Формируются профильные туристско-краеведческие смены в каникулярное время на базе муниципальных детских оздоровительных центров.

Развитие туристической отрасли невозможно без создания комфортной среды пребывания на территории города. Эту задачу возможно решать посредством развития сферы торговли и бытового обслуживания, транспортного сообщения, а также благоустройства города.

В 2010 году потребительский рынок и сфера услуг Великого Новгорода развивались достаточно активно.

Открыто:

11 предприятий продовольственной торговли общей площадью 3 тыс. квадратных метров и создано около 150 рабочих мест;

14 предприятий непродовольственной торговли общей площадью 4,5 тыс. квадратных метров и численностью работающих 120 человек;

2 торговых центра (ТЦ “Восточный” и ТЦ ”Гранд”) общей площадью предприятий 5 тыс. квадратных метров и создано 230 рабочих мест;

1 очередь супермаркета “КООП”, площадь 3 тыс. квадратных метров и создано 110 рабочих мест; 

гипермаркет “Магнит” - 8 тыс. квадратных метров и создано 300 рабочих мест.

В сфере оказания услуг населению открыто:

21 предприятие общественного питания, площадь предприятий составила 3,8 тыс. квадратных метров на 590 посадочных мест и 130 работающих;

29 предприятий бытового обслуживания населения с численностью работающих 80 человек.

Кроме того, на территории города в этой отрасли появились новые форматы предприятий:

2 распределительных центра в пос. Волховский и на улице Якова Павлова с общей численностью рабочих 1030 человек;

автотранспортное предприятие с численностью работающих 380 человек, которое обслуживает распределительный центр в пос. Волховский.

Таким образом, в Великом Новгороде дополнительно получили работу в сфере торговли около 2,5 тысяч человек.

В результате развития сферы потребительского рынка и услуг Великого Новгорода в 2011 году и до конца 2013 года планируется дальнейший прирост количества предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения:

от 40 до 60 единиц;

торговых площадей от 2 до 4 тыс. квадратных метров;

посадочных мест от 300 до 400 единиц в год.

Ежегодный прирост объемов оборота розничной торговли и общественного питания на уровне 2 - 4 процентов без учета инфляционных процессов (или 10-12 процентов в действующих ценах).

То, что потребительский рынок города развивается достаточно успешно, говорит то, что уже сегодня обеспеченность торговыми площадями новгородцев достигла 600 квадратных метров качественных площадей на 1 тысячу жителей.

Хочу отметить, что в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381 – ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации”, постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 754 “Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов” экономическим комитетом Новгородской области городу установлен плановый норматив на 2011-2012 годы 599 кв. метров на 1 тысячу жителей, в том числе по продаже продовольственных товаров 183 кв. метра, по продаже непродовольственных товаров – 416 кв. метров. Данный норматив уже достигнут в текущем году.

На сегодняшний день среднеевропейский уровень обеспеченности торговыми площадями на 1 тысячу жителей составляет 650 кв. метров, среднероссийский 521 кв.м., в городе Санкт-Петербург 486 кв. метра, в Пскове 460, в Твери 640.

Налоговый потенциал, сформированный в городе с учетом возможностей развития экономики, заложен в основу формирования доходной части бюджета.

 

Коротко остановлюсь на итогах исполнения бюджета текущего года.

Ожидается, что прогноз по собственным доходам в объеме 1 млрд. 991 млн. рублей будет выполнен. Будет обеспечен намеченный на 2010 год рост доходов на 102 % относительно исполнения бюджета 2009 года.

В ходе исполнения бюджета уровень бюджетного дефицита удалось сократить более чем в 2 раза со 189,4 млн. рублей до 84 млн. рублей.

Расходные и долговые обязательства обеспечиваются в установленные сроки в полном объеме. Исполнение бюджета в соответствии с утвержденными планами – результат напряженной ежедневной работы всех участников бюджетного процесса.

Проект бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов составлен с дефицитом, уровень которого по годам постепенно снижается с 4,7 % в 2011 году до 0,9 % в 2013 году.

На 2011 год собственные доходы прогнозируются в объеме 2 млрд. 140 млн. руб., что выше ожидаемого исполнения 2010 года на 7,5 %. Налоговые и неналоговые доходы планового периода также запланированы с ростом к предыдущему году.

Основу собственных доходов составляют налоговые поступления, согласно прогнозу их доля в бюджете 2011 года составляет 76 % от общего объема доходов.

Структура основных источников доходов городского бюджета представлена на слайде.

По-прежнему, ведущим доходным источником бюджета города, составляющим более половины собственных доходов, остается налог на доходы физических лиц.

В соответствии с Программой приватизации муниципального имущества Великого Новгорода в 2011 году ожидается получение доходов в размере 150,0 млн. рублей, в том числе:

от продажи на аукционе19 объектов недвижимости – 102,5 млн. рублей;

в рамках реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества по ранее заключенным договорам купли-продажи недвижимого имущества – 48,0 млн. рублей.

Перечень муниципальных унитарных предприятий Великого Новгорода, не подлежащих приватизации в 2011 году, на момент утверждения Программы включает все 15 муниципальных унитарных предприятия Великого Новгорода, что не исключает возможности его сокращения после проведения анализа деятельности предприятий и принятия решения об их приватизации либо ликвидации. Я хочу подчеркнуть, что убыточных муниципальных унитарных предприятий у нас быть не должно.

Планируется уделять большое внимание выявлению и оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество с целью включения его в Программу приватизации.

Объем безвозмездных поступлений на 2011 год составляет
1 млрд. 659 млн. рублей, что ниже уровня текущего года.

На данный момент не все межбюджетные трансферты распределены между муниципальными образованиями, в том числе и субсидия на капитальный ремонт жилищного фонда. Эти средства городу крайне необходимы.

Объединение средств бюджетов всех уровней на решении самых проблемных вопросов дает только положительные результаты, поэтому выражаю надежду, что объем межбюджетных трансфертов в очередном финансовом году будет не ниже, а выше, чем в 2010 году.

В целях повышения эффективности использования муниципального имущества Великого Новгорода, пополнения доходной части городского бюджета, а также реализации требований о приватизации муниципального имущества, не являющегося необходимым для осуществления полномочий органов местного самоуправления, сформирована Программа приватизации муниципального имущества Великого Новгорода в 2011 году.

Расходы в проекте бюджета Великого Новгорода на 2011 год в целом определены в объеме 4 млрд. 61,3 млн. рублей.

В 2011 году бюджетные ассигнования на оплату труда работникам муниципальных учреждений определены с учетом планируемого дифференцированного повышения заработной платы низкооплачиваемой категории работников бюджетной сферы. 

Условия денежного содержания муниципальных служащих сохраняются на уровне 2010 года. Планируется осуществить сокращение численности муниципальных служащих в течение 2011-2013 годов в пределах 20 %.

Социальная направленность городского бюджета в 2011 году сохраняется. Из общей суммы 71 % средств планируется израсходовать на социально-культурные мероприятия (это: образование, культура, здравоохранение, спорт, социальная политика). На расходы в области жилищно-коммунального хозяйства приходится 17 % (в части реализации собственных полномочий – 25 %).

Объем расходов на социальную сферу в очередном финансовом году увеличивается.

Только на образование направляется 1 млрд. 338 млн. рублей или 33 % бюджетных расходов. В части собственных полномочий эти расходы возрастают на 8,7 % к уровню 2010 года.

Социальная политика в области образования направлена на реализацию целей максимально возможного, в пределах территориального образования, удовлетворения потребностей личности в качественных образовательных услугах.

Будет продолжена работа, направленная на улучшение качества предоставления образовательных услуг и, соответственно, на повышение удовлетворенности качеством образования.

Реализуя комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня удовлетворенности населения качеством образования в Великом Новгороде, в 2010 году независимой аккредитационной комиссией управления по надзору и контролю в сфере образования по Новгородской области проведен опрос родителей учащихся и воспитанников ряда образовательных учреждений в ходе их аккредитации.

По дошкольным учреждениям средний уровень удовлетворенности составил 75,1 % (68,3 % – в 2009 году), наиболее высокие показатели в детских садах № 74 - 86,3 %, № 63 - 81,9 %, № 8 - 88,1 %;

по школам и гимназиям средний уровень удовлетворенности - 92,9 % (76,3 % – в 2009 году), наиболее высокие показатели в Гимназии № 2 - 99,5 %, в школе – комплексе «Гармония» - 97,05 %, школах № 16 - 95,6 % и № 17 - 97,46 %.

В общегородских родительских собраниях выпускников образовательных учреждений приняли участие 802 родителя и 215 выпускников 9-х и 11-х классов.

Родителям была предложена анкета, по результатам которой:

97 % отмечают необходимость проведения профориентационных общегородских мероприятий для родителей;

для 95% информация, представленная на собрании, оказалась полезной;

наиболее интересной и актуальной была информация от: НовГУ (55 %), «Профессиональный технологический лицей» (25 %), «Профессиональный лицей № 1»(20 %), выступление Мэра (28 %).

Родители также высказали следующие предложения и пожелания:

приглашать на подобные мероприятия больше работодателей;

проводить такие мероприятия регулярно;

организовывать встречи руководителей предприятий и организаций города со старшеклассниками;

разработать для учащихся 9-11-х классов программу экскурсий на предприятия с целью формирования представлений о профессиях.

В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств и увеличения возможностей в организации учебного процесса в текущем году осуществлялся переход учреждений образования в статус автономных, который в настоящее время практически завершен.

Для обеспечения доступности получения дошкольного образования будет дополнительно открыто 27 новых групп в 2011 году (средств предусмотрено в бюджете 15,2 млн. руб.), 11 групп - в 2012 году и 12 групп – в 2013 году.

Для обеспечения отдыха детей и подростков в 2011 году запланировано 30,6 млн. рублей, что не ниже уровня текущего года.

Кроме этого, на финансирование 4 муниципальных загородных центров отдыха планируются расходы в размере 12 млн. рублей, из них 3,5 млн. рублей – на укрепление материально-технической базы.

В текущем году в период подготовки лагерей к летнему сезону были выполнены работы по улучшению их материальной базы на сумму 1,6 млн. рублей.

Общий охват детей школьного возраста различными формами каникулярного отдыха составил 16,5 тыс. человек (84% детей данного возраста, проживающих в Великом Новгороде). Увеличение количества отдохнувших детей к уровню 2009 года составило 3 030 человек.

На здравоохранение планируется направить 390,2 млн. рублей. Эта отрасль является приоритетным направлением расходования бюджетных средств. Общий рост расходов 2011 года к текущему году составляет 121,1 % (в части собственных полномочий – 134 %).

Эта сфера должна получить весомую поддержку в рамках программы модернизации на государственном уровне, поэтому в 2011 году планируется на условиях софинансирования привлечь средства всех уровней бюджетов на решение проблем  муниципального здравоохранения.

Целевая программа «Развитие муниципального здравоохранения на 2011 год» станет самой крупной по объему годового финансирования - 101,4 млн. рублей. Успешная реализация программы возможна в условиях эффективно действующей системы управления, поэтому принято решение о реорганизации муниципальной системы здравоохранения.

Основная цель планируемой реорганизации в системе здравоохранения города – сделать управление и финансовое обеспечение наших больниц и поликлиник более эффективным, а качество оказания медицинской помощи – более высоким.

В ближайшей перспективе - создание клиники скорой медицинской помощи, в структуре которой будет городской сосудистый центр и отделение экстренной медицинской помощи.

Важный вопрос, который будет решен в ходе 2011 года – оснащение стоматологических кабинетов в школах новым оборудованием, что позволит существенно улучшить оказание бесплатной стоматологической помощи детям.

Также в 2011 году будет открыт центр общей врачебной практики в Деревяницах, о чем уже много лет просили жители этого микрорайона.

Особенностью реализации  Программы станет выделение средств, направленных на решение кадровой проблемы - единовременное пособие 200,0 тыс. руб. молодым специалистам, а также покупка служебного жилья.

Также впервые заложены средства, позволяющие обеспечить тариф на оказание скорой медицинской помощи в соответствии с федеральным нормативом. Его размер составляет 1710 руб. за вызов, что в 2 раза выше, чем в 2010 году. Это позволит не только укрепить материально - техническую базу станции скорой медицинской помощи, но и ввести дополнительные выплаты ее сотрудникам.

Федеральным законодательством решение вопросов социальной защиты населения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В сфере социальной защиты населения Администрация Великого Новгорода исполняет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления в соответствии с 15 областными законами, а также осуществляет предоставление мер социальной поддержки, установленных в соответствии с решениями Думы Великого Новгорода.

Основные направления деятельности Администрация Великого Новгорода в сфере социальной защиты населения:

обеспечение реализации мер социальной поддержки, установленных федеральным, региональным законодательством и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления Великого Новгорода;

оказание государственной социальной помощи малоимущим жителям Великого Новгорода и социальной поддержки лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Объемы средств областных субвенций для реализации переданных государственных полномочий запланированы на 2010 год в размере 896,2 млн. рублей. Количество граждан льготных категорий в Великом Новгороде составляет 63 тыс. человек.

В органах социальной защиты Великого Новгорода гражданам льготных категорий предоставляются следующие меры социальной поддержки, установленные федеральным и региональным законодательством:

выплата ежемесячной денежной компенсации 50% расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг - 56 тыс. получателей;

выплата ежемесячной денежной компенсации региональным льготникам (ветераны труда, ветераны труда Новгородской области, труженики тыла, реабилитированные лица) – более 27 тыс. получателей;

выплата ежемесячной денежной компенсации лицам, награжденным знаком «Почетный донор России» и «Почетный донор СССР» - 1290 получателей;

льготный проезд в городском и пригородном автомобильном транспорте на основании единых социальных проездных билетов (граждане, получающие ежемесячные и ежегодные денежные выплаты на основании федерального или областного законодательства) – 33 тыс. городских получателей;

бесплатный проезд на автомобильном транспорте внутриобластных междугородных маршрутов из расчета две поездки в месяц - более 23 тыс. получателей листов-талонов на проезд;

бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов – более 1000 граждан ежегодно

Государственные меры социальной поддержки семей с детьми в 2010 году предоставлены более 4 тыс. семей:

ежемесячное пособие на детей (порядка 3200 семей);

единовременное пособие на рождение ребенка (260 семей) и пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет (порядка 1200 семей) в семьях, где родители не подлежат социальному страхованию;

единовременное пособие на рождение третьего и последующих детей (100 семей).

выплата ежемесячной денежной компенсации 50% расходов по оплате коммунальных услуг многодетным семьям и бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте учащимся общеобразовательных учреждений из многодетных семей.

Решениями Думы Великого Новгорода установлены дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, выплате ежемесячных пособий и компенсаций отдельным категориям граждан за счет средств бюджета Великого Новгорода:

лицам, имеющим звание «Почетный гражданин Великого Новгорода»;

спортсменам-ветеранам – победителям и призерам Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, заслуженным мастерам спорта СССР и мастерам спорта международного класса;

гражданам из числа военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, принимавших участие в вооруженном конфликте на территории республики Таджикистан;

гражданам из числа военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях на территории республики Афганистан;

гражданам из числа сотрудников милиции общественной безопасности;

лицам, замещавшим должности руководителей исполнительных органов власти.

Дополнительные меры социальной поддержки предоставляются порядка 2500 граждан указанных категорий. На эти цели в бюджете Великого Новгорода в текущем году запланированы средства в объеме более 11 млн. рублей.

Государственная социальная помощь малоимущим жителям Великого Новгорода и социальная поддержка гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предоставлялась в виде денежных выплат и натуральной помощи: бесплатных обедов, льготного посещения бань. Объемы финансирования на эти цели составили 2,5 млн. рублей, и различные виды помощи получили более 7 тысяч малоимущих жителей Великого Новгорода.

В 2011 году будет продолжена работа по социальной поддержке жителей Великого Новгорода, которая проводилась в течение последних лет в соответствии с действующим законодательством.

По-прежнему остается острой проблема улучшения жилищных условий горожан. В настоящее время на учете для улучшения жилищных условий состоит 6 720 семей (799 семей приняты на учет в качестве малоимущих после введения в действие Жилищного кодекса – после 1 марта 2005 года).

Из стоящих на учете:

593 семьи должны получить государственные сертификаты (семьи уволенных с военной службы, семьи пострадавших в радиационных катастрофах, семьи вынужденных переселенцев и переселенцев с крайнего Севера), в 2010 году выдано 18 сертификатов;

882 семьи по Федеральным законам «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» должны получить субсидии за счет федерального бюджета. В 2010 году обеспечено улучшение жилищных условий 274 семьям ветеранов и инвалидов.

В соответствии с Указом Президента об обеспечении до 1 мая 2010 года жильем ветеранов ВОВ, вставших на учет до 1 марта 2005 года безвозмездные субсидии за счет средств федерального бюджета получили 63 семьи (100%).

В настоящее время в связи с внесенными изменениями в Федеральный закон  «О Ветеранах» сняты ограничения по срокам постановки ветеранов ВОВ на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятие на учет ведется без учета доходов. В 2010 году с заявлениями обратилось 339 ветеранов ВОВ и их вдов. По состоянию на 27 декабря текущего года 179 человек поставлены на учет, из них 132 человека уже получили соответствующие свидетельства на субсидии и 114 уже приобрели жилые помещения (зарегистрированные сделки купли-продажи жилья), 3 заключили договоры долевого участия в строительстве жилья (ввод домов в 1 квартале 2011 года), 5 подобрали варианты и оформляют договоры приобретения жилья (из 132 решен вопрос у 122 ветеранов).

В 2011 году у всех ветеранов ВОВ и их вдов, поставленных на учет по улучшению жилищных условий, жилищные вопросы будут решены.

Социальная поддержка граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий осуществляется молодым семьям и другим категориям граждан. Всего по состоянию на 27 декабря 2010 года:

перечислены социальные выплаты 22 молодым семьям на сумму 11,6 млн. рублей, в том числе одна социальная выплата в счет погашения ипотечного кредита – 400,9 тыс. рублей;

выплачены компенсации процентов по 21 договору в сумме 509,1 тыс. рублей.

В 2011 году в бюджете Великого Новгорода на финансирование муниципальной целевой программы «Социальная поддержка граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий» на 2008-2012 годы предусмотрено – 10,3 млн. рублей, в том числе на социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилья – 9,8 млн. рублей, на компенсацию части затрат по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам – 545,00 тыс. рублей.

В бюджете Великого Новгорода запланированы средства на реализацию новой долгосрочной муниципальной целевой программы «Социальная поддержка многодетных семей по улучшению жилищных условий» на 2011-2015 годы. Размер финансирования на трехлетний период составляет 25,5 млн. рублей, общий объем программы - 56,1 млн. рублей. Реализация данной программы позволит улучшить жилищные условия 51 многодетной семье, стоящей на очереди по состоянию на 1 декабря 2010 года.

В Великом Новгороде по состоянию на 27 декабря текущего года на учете состоит 100 семей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в соответствии с Жилищным кодексом РФ имеют право на внеочередное получение жилья.

С 2005 по 2008 годы за счет средств областного бюджета для детей-сирот приобретено 34 жилых помещения, в 2009 году – 43 жилых помещения, а в 2010 году приобретено 10 однокомнатных квартир и заключен договор на строительство еще 4 квартир (ввод дома в эксплуатацию в 1 квартале 2011 года).

В 2010 году получили жилье и вселились 35 детей-сирот и лиц из их числа (13 из них въехали в однокомнатные квартиры), 20 из них из районов Новгородской области.

В настоящее время вопросы по обеспечению жильем детей – сирот решаются своевременно.

Пристальное внимание уделяется расселению граждан из ветхого и аварийного жилья.

По состоянию на 1 января 2010 года город имел 8 домов, признанных аварийными в установленном порядке, общей площадью 2 949 кв. м с количеством проживающих 62 семьи (193 человека).

Из них 6 домов в текущем году практически расселены (за исключением судебных дел по выселению) - это 2 007 кв.м общей площади жилых помещений и 92 человека. На переселение были направлены средства фонда реформирования ЖКХ и областного бюджета по 185-ФЗ (15,1 млн. рублей), средства бюджета Великого Новгорода (20,0 млн. рублей), средства областного бюджета (3,4 млн. рублей).

Всего с 2008 года по настоящее время для приобретения жилья в муниципальную собственность для расселения аварийного муниципального жилищного фонда приобретено 109 жилых помещений на общую сумму 169,4 млн. рублей (из них 93,3 млн. рублей из бюджета Великого Новгорода).

На 2011 год для расселения аварийного жилья планируются средства по муниципальной адресной программе («Переселение граждан, проживающих на территории Великого Новгорода, из жилищного фонда, признанного аварийным в установленном порядке, на 2010-2012 годы») в размере 17,99 млн. рублей.

Приоритетными направлениями развития отрасли Физкультура будут являться создание условий для занятий населения физической культурой и спортом, приобщение молодежи и подростков к активному занятию спортом, к формированию здорового образа жизни.

В рамках муниципальной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Великом Новгороде» на 2010-2012 годы будет обеспечено увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом в Великом Новгороде с 35 до 50 тыс. человек.

Количество занимающихся в спортивных школах составит 6 тысяч человек.

С 1 сентября 2011 года в образовательные программы средних школ будет введен третий урок физкультуры.

Будет проводиться целенаправленная работа по подготовке спортсменов, достойно представляющих Великий Новгород на областных, всероссийских и международных соревнованиях.

Ожидается, что ежегодно в физкультурных и спортивных организациях города будет готовиться не менее 1000 спортсменов массовых разрядов и более 100 высококвалифицированных спортсменов, будет обеспечено включение новгородских атлетов в состав национальных сборных команд.

В городе ежегодно будет проводиться не менее 200 официальных городских соревнований. Пройдут традиционные массовые старты: Кросс наций, Лыжня России, Российский азимут, Оранжевый мяч.

В 2011 году планируется начать строительство Спортивного центра с универсальным игровым залом на улице Псковской и разработать проектно-сметную документацию на строительство еще одного комплекса - на улице Щусева. На эти цели в бюджете Великого Новгорода на 2011 год предусмотрены средства в сумме 13,7 млн. рублей.

За счет средств федерального и областного бюджетов будет построена вторая очередь спортивного комплекса по ул. Космонавтов с универсальным игровым залом и бассейном.

На ремонт спортивных школ города в 2011 году предусматриваются средства в сумме 1,7 млн. рублей, в том числе на завершение капитального ремонта помещения для отделения лыжного спорта на ул. Ильина – 1,2 млн. рублей. На строительство осветительных вышек и информационного табло на стадионе "Волна" будет направлено 7,5 млн. рублей.

Для любителей зимнего активного отдыха будут подготовлены лыжные трассы (в Западном районе, Кремлевском парке, Деревяницком жилом районе и в Юрьево).

Ежегодно в зимний период в Великом Новгороде будет открываться более 30 катков с пропускной способностью около 1000 человек.

По программе «Новгородские дворы» за счет средств федерального бюджета предполагается произвести ремонт ряда дворовых площадок и, при активном участии жителей, организовать на них физкультурную работу.

На отрасль «Культура» планируется направить 124,5 млн. рублей. Рост расходов 2011 года в части собственных полномочий к текущему году составляет 122,8%.

В сфере культуры и молодежной политики достаточно успешно реализуется наибольшее количество муниципальных целевых программ. Их финансирование из бюджета Великого Новгорода в 2011-2013 годах составит 23,5 млн. рублей.

Для развития парковой деятельности на территории города в 2010 году создано новое муниципальное автономное учреждение «Парки Великого Новгорода».

В первом полугодии планируется рассмотреть новую Концепцию развития муниципальных Парков.

Парк "30-летия Октября" планируется развивать как культурно-развлекательный и спортивный центр, нацеленный на удовлетворение потребностей всех возрастных категорий горожан, а территорию "Кремлевского парка" планируется развивать как территорию отдыха и организации различного рода культурных программ и мероприятий. В 2011 году планируем приобрести новые аттракционы.

Начиная с 2010 года на «Летней эстраде» и у фонтана «Садко» в летний период активно проводятся концерты духовой музыки и выступления творческих коллективов, в зимний период работает каток. Проводятся спортивные соревнования (спортивное ориентирование, массовый кросс, соревнования по стрит-болу).

Для молодежи Великого Новгорода, увлекающейся катанием на роликах, скейтах, самокатах и велосипедах, предусмотрено строительство скейт-парка на набережной реки Гзень. В течение года будет продолжена работа по организации досуговой занятости детей и молодежи, в том числе на площадках по месту жительства.

Впервые, начиная с 2011 года, в сфере молодежной политики лучшим учащимся и студентам, проявившим свои способности в учебной и научно-исследовательской деятельности, а также особые успехи в изучении отдельных областей знаний, будут вручаться именные стипендии Мэра Великого Новгорода (трем лучшим студентам ежемесячно по 1,5 тыс. рублей).

В сентябре 2012 года в Великом Новгороде запланировано проведение мероприятий, посвященных 1150-летию зарождения Российской государственности и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. В течение 2011 года будет проводиться комплексная подготовка по организации предстоящих торжеств.

Продолжится работа по проведению мероприятий, способствующих продвижению Великого Новгорода как города с ганзейской историей.

Инициатива города по использованию исторического брэнда – «Ганза» привела к созданию «Союза русских ганзейских городов». В рамках сотрудничества городов Союза, уже в июне 2011 года, впервые состоятся «русские Ганзейские дни», хозяином которых станет Великий Новгород. На их организацию и проведение в бюджете Великого Новгорода предусмотрены средства в сумме 3,0 млн. рублей.

С целью продвижения имиджа Великого Новгорода как города воинской славы продолжатся мероприятия по созданию зала Воинской славы, открытие которого запланировано на конец 2011 года. Будут изготовлены барельефы для размещения на мини-стелах комплекса «Город воинской славы», на что бюджетом  предусматриваются средства в сумме 4,0 млн. рублей.

В апреле состоится традиционный межрегиональный исторический фестиваль «Собор ратных дружин в Великом Новгороде», посвященный Дню памяти Святого воина земли русской князя Новгородского Александра Невского и очередной годовщине победы русских дружин на Чудском озере.

Важным направлением работы остается развитие инфраструктурных отраслей города, таких как транспорт, дорожное и жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство города.

В рамках развития градостроительной деятельности в Великом Новгороде будут предусмотрены мероприятия по развитию железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а также развитие городской улично–дорожной и транспортной сети, сети безопасного велосипедного движения.

Утверждение дорожно-транспортного раздела Генерального плана Великого Новгорода позволит подойти к решению ряда проблем, таких как:

создание единой транспортной сети города, усиление транспортных связей между берегами р. Волхов;

вывод транзитного транспортного движения за пределы территории ядра исторического центра города;

создание магистралей, обеспечивающих пропуск грузового автотранспорта в обход территорий жилой застройки;

обеспечение пересечений основных магистралей с железнодорожными линиями в разных уровнях;

разработка системы велосипедных дорожек, изолированных от основных транспортных магистралей,

обеспечение условий для максимального разделения транспортных пешеходных потоков путем строительства внеуличных пешеходных переходов, создания пешеходных зон и т. д.;

активное включение речного транспорта в систему рекреационных и туристических поездок

и другие.

В 2011-2013 годах будут сохранена маршрутная сеть общественного пассажирского транспорта города и обеспечено его устойчивое и безопасное функционирование.

Для повышения эффективности работы общественного транспорта в 2011 году будет произведено реформирование МУП ПАТ – 2.

В 2011-2013 годах будет проведено поэтапное обновление остановочных комплексов транспорта общего пользования. Готовится соглашение с Санкт-Петербургским филиалом Западно-Европейского финансового союза на установку в 2011 году 10 павильонов с оснащением основных остановок информационными табло.

Администрация Великого Новгорода планирует продолжить участие в мероприятиях по закупке пассажирского автотранспорта, включая участие в федеральных программах с привлечением средств федерального бюджета. В 2009-2010 годах МУП ПАТ-2 приобрело 31 автобус (в том числе 17 автобусов по федеральной программе). Коммерческие перевозчики за этот период приобрели 15 автобусов. Всего за 2009-2010 годы приобретено 46 автобусов, в том числе 22 новых.

В 2011-2013 годах продолжится реализация мероприятий муниципальной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Великом Новгороде» на 2010-2013 годы. На ее реализацию планируется выделить из бюджета Великого Новгорода в 2011 году 12,6 млн. рублей, в 2012 и 2013 годах – по 14,6 млн. рублей.

На выполнение комплекса работ по ремонту и содержанию дорог, ремонту дворовых территорий и проездов в 2011 – 2013 годах будет направлено 656 млн. руб., в том числе из бюджета Великого Новгорода – 489 млн. рублей.

В 2011 году на эти цели будет всего направлено 330 млн. рублей с учетом субсидий из федерального бюджета на ремонт дорог в сумме 55,7 млн. рублей и на ремонт дворовых территорий – 111,4 млн. руб.

На ремонт дворовых территорий ведется прием заявок от товариществ собственников жилья и управляющих организаций до 1 февраля 2011 года. Предоставленные заявки будут рассмотрены комиссией, в состав которой кроме специалистов Администрации Великого Новгорода входят депутаты Думы Великого Новгорода. После отбора будет сформирована муниципальная адресная программа по капремонту и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов. Основными критериями отбора для участия в программе, являются:

выбор способа управления многоквартирным домом собственниками (ТСЖ, ЖСК, Управляющие организации),

проведение работ по межеванию земельного участка,

подготовка проектно – сметной документации,

отсутствие на земельном участке бесхозяйных построек (голубятни, сараи и др.)

наличие софинансирования собственников не менее 5 % от стоимости работ.

В рамках реализации муниципальной программы на 2011 год запланированы ремонты участков автомобильных дорог просп. Александра Корсунова (от просп. Мира до ул. Кочетова, включая транспортную развязку просп. Мира – просп. Александра Корсунова), ул. Яковлева (от ул. Великой до Большой Санкт-Петербургской ул.), ул. Ломоносова (от ул. Зелинского до просп. Александра Корсунова), ул. Северной (от ул. Магистральной до ул. Энергетиков длиной 210 м) с ливневой канализацией, ул. Коровникова (от ул. Зелинского до д. 11 по ул. Коровникова), автомобильной дороги мкр. Кречевицы (тротуаров), ул. Нехинской (от ж/д переезда до ул. Кочетова), местного проезда вдоль ул. Нехинской между просп. Мира и ул. Кочетова, устройство выезда с ул. Зелинского на просп. Мира (нечетная сторона);

Будут завершены работы по ремонту ул. Большой Московской (от ул. Федоровский ручей до ул. Никольской), проезда Энергетиков, местного проезда 2 в квартале 238.

В 2011 году продолжится выполнение ремонтов автомобильных дорог, согласно заключенных муниципальных контрактов на 2010-2011 год.

Проблема дорожного хозяйства не теряет своей остроты, поэтому Администрация города будет использовать все способы привлечения средств на эти цели.

При необходимости мы будем размещать муниципальные заказы на ремонт улично-дорожной сети с учетом средств планового периода. Также в пределах предусмотренных средств планируем проводить работу по привлечению бюджетных кредитов.

Для участия в различных проектах и программах городу необходимо заниматься разработкой проектно-сметной документации. Например, имеется проект на ремонт моста А. Невского и другие транспортные артерии. В текущем году нам не удалось осуществить ремонт деформационных швов Колмовского моста, подготовлена проектно-сметная документация, и этот ремонт планируется провести в 2011 году. Также планируется выполнить ремонт путепровода на просп. Александра Корсунова, соединяющего пл. Строителей с просп. Александра Корсунова.

Кроме ремонта улично – дорожной сети мы будем уделять внимание укреплению материально – технической базы муниципальных учреждений.

Исходя из возможностей, предусмотрены средства на проведение ремонтных работ учреждений во всех сферах. На ремонт учреждений здравоохранения будет направлен 60,1 млн. рублей, ремонт учреждений культуры и молодежной политики – 6,9 млн. рублей. Проблемным остается вопрос ремонта образовательных учреждений. Сеть большая, потребность велика. Ко второму чтению средства на ремонт учреждений образования увеличены и составляют 31,6 млн. рублей (включая средства на ремонты в детских садах для открытия новых групп), что соответствует уровню текущего года. Отмечу, что только за два последних года на текущие и капитальные ремонты учреждений образования направлено более 100 млн. рублей (из них 32,5 – средства федерального бюджета).

В целом расходы капитального характера в части собственных полномочий составят в 2011 году 353,5 млн. рублей или 15,7 % от общей суммы расходов.

Из них на капитальное строительство планируется направить 67,9 млн. рублей, на ремонтные работы – 245,1 млн. рублей, на приобретение оборудования – 40,5 млн. рублей.

Для обеспечения комфортного проживания граждан ежегодно планируется реализация муниципальных программ по капитальному ремонту жилищного фонда за счет средств бюджета Великого Новгорода, областного бюджета, средств собственников.

После освоения средств, выделенных Федеральным Фондом содействия реформированию ЖКХ в 2010 году, и обеспечения увеличения общей численности товариществ собственников жилья до 20% от общего количества многоквартирных домов, Администрация города планирует и в дальнейшем участвовать в реализации региональной адресной программы по капитальному ремонту жилья в рамках Федерального закона № 185-ФЗ.

В целях реализации политики в области энергосбережения продолжается работа по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета. В соответствии с требованиями действующего законодательства до 1 января 2012 года собственники многоквартирных домов должны оборудовать свои дома общедомовыми приборами учета тепловой и электрической энергией, холодной и горячей воды.

Сейчас в городе 38,3 % многоквартирных домов оборудованы общедомовыми приборами учета холодной воды, 23,4 % - приборами учета горячей воды, 38,0% - приборами учета тепловой энергии, 5,4 % - приборами учета электрической энергии.

Остановлюсь на вопросах тарифной политики.

Среднегодовая стоимость жилищно – коммунальных услуг по типовой квартире в 2010 году составила 3 801 руб. 15 коп. и возросла по сравнению с уровнем 2009 года (3 302 руб. 58 коп.) на 15,1 % и учитывает, помимо роста тарифов, повышение уровня платежей населения до 100 %.

В 2010 году доля коммунальных услуг в структуре совокупной платы за жилищно-коммунальные услуги составляет 70 %, доля жилищных услуг – 30 %. В 2011 году структура платы останется неизменной.

В соответствии с изменениями действующего жилищного законодательства полномочия по утверждению тарифов на коммунальные услуги и нормативов потребления коммунальных услуг переданы субъекту Российской Федерации.

Жилищные услуги

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в каждом многоквартирном доме утверждается на общем собрании собственниками жилых помещений.

В связи с рекомендациями Администрации Новгородской области и комитета по ценовой и тарифной политике области размер платы за содержание и ремонт жилого помещения рассчитан с учетом применения  индекса роста потребительских цен на 2011 год, в размере 7%. В среднем по городу расчетный размер платы за содержание и ремонт жилых помещений составит 19,24 рубля. за кв.м общей площади жилья (средний размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в 2010 году - 17,98 рубля. за кв.м общей площади жилья).

Коммунальные услуги

Постановлением комитета по ценовой и тарифной политике области от 22.09.2010 № 48 установлен предельный индекс размера платы граждан за коммунальные услуги – 115%.

Для населения Великого Новгорода установлены следующие тарифы на коммунальные услуги:

на холодную воду в размере 17,61 руб./куб.м, рост к действующему тарифу (15,92 руб./куб.м) - 10,6% с учетом затрат на погашение процентов за кредит Северного инвестиционного банка (СИБ) в связи со строительством новых объектов в рамках программы модернизации;

на водоотведение в размере 12,59 руб./куб.м, рост к действующему тарифу (11,40 руб./куб.м) - 10,4% с учетом затрат на погашение процентов за кредит Северного инвестиционного банка (СИБ) в связи со строительством новых объектов в рамках программы модернизации;

на тепловую энергию в размере 1145,06 руб./Гкал, рост к действующему тарифу (1013,33 руб/Гкал) - 13,0%;

на горячую воду в размере 83,08 руб./куб.м, рост к действующему тарифу (72,26 руб./куб.м) - 15,0%.

Стоимость полного набора жилищно-коммунальных услуг по типовой квартире со всеми удобствами (54 кв.м, 3 человека ) в 2011 году для населения Великого Новгорода составит - 4220,51 руб. в месяц (действующая стоимость услуг - 3801,15 руб.), рост к действующей стоимости  - 11,0 % (в том числе на семью + 419,35 руб.).

Продолжится работа по обеспечению безопасности и комфорта проживания горожан на территории города. Для снижения уровня преступности и сокращения количества правонарушений в Великом Новгороде, планируется реализация муниципальной целевой программы профилактики правонарушений в Великом Новгороде на 2011-2013 годы. Из бюджета Великого Новгорода планируется направить на реализацию профилактических мероприятий 1,8 млн. рублей, кроме того, планируется привлечь внебюджетные средства в сумме 1,0 млн. рублей.

В рамках программы будут реализованы мероприятия по внедрению автоматизированного программного комплекса «Безопасный город» с поэтапным вводом в эксплуатацию систем видеоконтроля на объектах города. На основании анализа основных мест совершения правонарушений в Великом Новгороде определены адреса мест установки видеокамер с учетом приоритетности монтажа.

Усилению мер по защите населения Великого Новгорода, объектов жизнеобеспечения, городских учреждений и предприятий будет способствовать реализация мероприятий в рамках новой муниципальной целевой программы профилактики терроризма и экстремизма в Великом Новгороде на 2011-2013 годы. Всего на выполнение программных мероприятий из бюджета Великого Новгорода запланировано 18,1 млн. рублей с учетом внебюджетных средств учреждений.

Будет продолжена работа по реализации основных направлений развития местного самоуправления в Великом Новгороде.

Основными задачами отделов-центров по работе с населением по месту жительства на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов будут являться организация постоянного взаимодействия Администрации Великого Новгорода с населением города по месту жительства в решении вопросов, затрагивающих интересы территории проживания новгородцев, оказание содействия в самоорганизации населения по месту жительства, а также информирование жителей города по всем значимым решениям, принимаемым органами местного самоуправления на территории Великого Новгорода.

Деятельность отделов-центров будет направлена на организацию:

собраний с населением;

деятельности Советов общественности микрорайона;

встреч населения с руководителями и специалистами структурных подразделений Администрации Великого Новгорода, других организаций города;

встреч руководителей УВД по Великому Новгороду и участковых уполномоченных милиции с населением и проведение совместных с сотрудниками УВД по Великому Новгороду оперативно-профилактических мероприятий по профилактике и выявлению правонарушений;

деятельности приемных депутатов Думы Великого Новгорода и Новгородской областной Думы;

приема и работы с обращениями граждан.

Кроме того, серьезное внимание будет уделено продолжению работы с активом среди населения по месту жительства. В настоящее время 2 163 новгородца являются старшими по домам, по подъездам, организована деятельность 185 домовых комитетов, а это наиболее активная в социальном плане часть населения, и именно тот ресурс, на который необходимо опираться, решая задачи привлечения населения к вопросам, находящимся в компетенции органов местного самоуправления.

 

В заключении своего выступления хочу сказать, что разработанный проект бюджета не решает всех городских проблем, но он реален для исполнения при условии согласованной работы органов законодательной и исполнительной власти, общественности и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города. Реализация изложенных в Программе социально-экономического развития мероприятий безусловно будет способствовать всестороннему развитию Великого Новгорода, а следовательно приблизит нас к решению основной цели нашей с Вами деятельности сделать жизнь всех Новгородцев достойной.

Спасибо за внимание

 

Опубликован: 06.03.2015